Дезорганизация таксомоторных перевозок

Начавшаяся в июле реанимация неработающего Закона «Об организации таксомоторных перевозок» идет медленно и неэффективно. Полиция плохо видит уличных «бомбил», зато хорошо – таксистов, предпочитающих работать легально. И проверяет тех, кого можно, а не нужно.     

Со дня вступления в силу поправок в ПДД и в закон о таксомоторных перевозках, призванных избавить улицы от «бомбил», прошло полтора месяца. Стали ли поездки на такси безопаснее? Упростилась ли жизнь предпринимателей, предпочитающих вести легальный бизнес? Специалисты Российско-Американской Академии Бизнеса Такси провели мониторинг прессы и опросили руководителей служб такси из разных регионов России, чтобы узнать, как дела обстоят на самом деле.

Москва

Проверки служб такси действительно начались. Появились первые штрафы и эвакуации автомобилей на штрафстоянки. Так, по данным департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы к середине августа сотрудниками полиции задержано около 1,5 тысячи нелегальных извозчиков. На штрафстоянки отправились 300 автомобилей. А на таксистов-нелегалов, которые пытались дать сотрудникам полиции взятку, было заведено пять уголовных дел.

На первый взгляд, работа полиции, особенно ее борьба с коррупцией, вылившаяся в пять уголовных дел, достойна восхищения. Однако учитывая, что «бомбилы» занимают 75% московского рынка услуг такси, а оборот нелегальных таксомоторных перевозок в столице оценивается в $1 млрд. в год, количество задержанных впечатляет не сильно.

Кострома

Приблизительно также «интенсивно» работали костромские полицейские. По заявлению пресс-службы губернатора Костромской области, из тринадцати проверенных в первом полугодии 2012 года таксистов, девять работали без регистрации. В отношении нарушителей налоговые инспекторы на месте составили протокол об административном правонарушении. Двум индивидуальным предпринимателям вынесены предупреждения, два физических лица привлечены к административной ответственности судами.

Можно предположить, что столь незначительный «улов» рязанских полицейских, соответствующим образом отразился на поведении местных таксистов. Так, с начала года, когда начал действовать новый закон, свою деятельность легализовали только 600 извозчиков. По данным регионального департамента безопасности, сегодня не более 10% костромских такси работают легально. В результате проведенной костромской налоговой инспекцией проверки выявлено, что примерно 90% водителей продолжают работать нелегально.

Кроме того, большинство фирм, оказывается, зарегистрированы не как перевозчики, а как компании, «оказывающие информационные услуги». При этом, как выяснилось, большинство транспортных компаний практически ни за что не отвечают. Будучи зарегистрированными не как перевозчики, а как службы, предлагающие информационные услуги, они принимают заявку на вызов такси и передают ее водителям. За исправность техники и безопасность перевозок отвечают сами таксисты.

Санкт-Петербург

По данным исследования проведенного консалтинговой компанией Intesco Research Group, в городе сегодня насчитывается около 150 служб такси. Среди них как индивидуальные предприниматели, так и  общества с ограниченной ответственностью, предоставляющие услуги такси. По данным Ассоциации таксомоторного транспорта Петербурга, официальное обслуживание населения осуществляют около 1,5 тыс. такси. Доля нелегальных извозчиков на рынке услуг такси Северной столицы составляет более 80%. Общее же число автомобилей, занятых таксомоторными перевозками, превышает 7 тыс.

 

С введением нового закона о такси выросла доля индивидуальных предпринимателей, получивших лицензию на осуществление пассажирских перевозок. В апреле она составляла более 34%. Менее четвертой части в общей структуре приходилось на таксомоторные предприятия.

Доминирование нелегальных перевозчиков обусловлено их повсеместной доступностью для клиентов, тогда как легальные такси необходимо ждать. По мнению директора компании «Такси 92» Сергея Мельникова, закон о таксомоторных перевозках не работает. «Доля бомбил и нелегальных служб такси, на мой взгляд, составляет 50% рынка, хотя, мне знакомы оценки и в 80%, – говорит Сергей Мельников. – Из работающих по закону служб такси, уволили всех водителей, не получивших лицензии. Но вместо того, чтобы искать себе новое занятие, они так и продолжают заниматься извозом, правда, уже нелегально. Мне кажется, что количество «бомбил» будет только увеличиваться, потому что их не проверяют и не ловят. От принятия закона пока страдают только легальные службы такси».

«Поле для проверок извозчиков, работающих легально – широчайшее: небольших нарушений может быть множество. Это и неправильно заполненный путевой лист, недочеты в документации и символике. Поэтому штрафуют и проверяют легальные такси. Их проще отследить и наказать. «Бомбилу» вычислить сложно. Его-то как раз надо сначала поймать, потом доказать его вину. Власти этим заниматься не хотят, – подтверждает Глеб Тихомиров, президент Российско-Американской Академии Бизнеса Такси.

Псков

В июле выездные проверки водителей частных таксопарков в рамках акции «Штрафам – НЕТ» начали псковские судебные приставы. В результате многие водители оплатили задолженность по штрафам ГИБДД на месте, другие получили требования-извещения о явке к судебному приставу-исполнителю.

Проверки планируют проводить каждую неделю в одной из организаций города с большим количеством транспорта. Впрочем, к очистке городских дорог от нелегальных извозчиков эти проверки имеют небольшое отношение. Выходы судебных приставов-исполнителей по месту работы должников в таксопарки направлены на укрепление правопорядка, повышение правовой культуры водителей и снижение количества нарушений ПДД.

Великий Новгород

Как только стало возможно штрафовать нелегалов и проверки приобрели смысл, соответствующие рейды начались в Великом Новгороде. Неоформленные как индивидуальные предприниматели водители теперь должны заплатить штраф от 500 до 2000 рублей. Всего с начала года в регионе зафиксировано 29 таких нарушений. Еще к 55 водителям есть претензии от ГИБДД. В результате 45 машин изъято до решения суда.

Тольятти

По уверениям местных таксистов, в Тольятти подобных проверок пока не было ни одной. «Я бы первым об этом узнал, так как у нас внешне узнаваемые автомобили с символикой такси. И их больше, чем у любой другой компании», – говорит учредитель службы такси «Майами» Юрий Кандаков. «Бомбил», по словам предпринимателя, меньше не стало. Но и таксисты, работающие легально, не опасаются, что закон обернется против них. К новым нормам они давно и хорошо подготовились. «Мы – крупная компания, и не можем себе позволить нелегальные методы работы, чем не чураются мелкие службы, – говорит Юрий Кандаков. – Надеемся, что закон все-таки усложнит вход на рынок нелегальным службам такси».

Сочи

В ходе проводимых в конце июля рейдов с целью выявления нелегальных пассажирских перевозок зафиксировано более 30 фактов незаконной перевозки пассажиров. Нарушители привлечены к ответственности за выход на маршрут с техническими неисправностями транспорта. По сообщениям местных СМИ, в Адлерском районе только за два часа рейда сотрудниками ГИБДД выявлено семь нелегальных перевозчиков. Правда, в основном это водители автомобилей «ГАЗель», т.е. «маршруток».

Среди таксистов выявленных правонарушителей меньше. Так, при проверке документов у двух из семи водителей такси отсутствовало разрешение на перевозку пассажиров. Все нарушители привлечены к административной ответственности. Теперь им предстоит оплатить штраф.

Тула

В конце июля проверки работы легковых такси организованы Министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области совместно с органами прокуратуры региона, областными УГАДН и УГИБДД УМВД области.

Всего было проверено 57 водителей легковых автомобилей, осуществляющих перевозки на территории региона. В ходе контрольных мероприятий выявлено, что лишь 29 из них работают легально. Остальные 28 осуществляют свою деятельность без соответствующих разрешений. Министерством рассмотрено 13 дел об административных нарушениях, а в региональный бюджет взыскано 50 тыс. рублей.

Проверки оказывают воспитательное воздействие на извозчиков. В Министерстве транспорта и дорожного хозяйства региона отметили, что после проведения очередной проверки число желающих осуществлять деятельность на легальной основе, возрастает. Всего в Тульской области сегодня выдано 3129 разрешений на ведение коммерческой деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Вместе с тем, по оценке экспертов, в регионе сегодня работает от 5 тыс. до 8 тыс. таксистов. Выходит, только каждый четвертый из них ведет лицензионную деятельность. Остальные, занимаясь частным извозом, налоги в бюджет не платят.

Котлас

«У нас в регионе количество нелегалов не изменилось, – говорит  владелица службы такси «Триумф» Наталья Шанина. – Полиция устраивала рейды в начале года. Сегодня власти приостановили проверки». Поэтому нелегальные перевозчики как были, так и остались. Лицензии получили всего две из десяти существующих в городе службы такси. Остается надеяться, что с «бомбилами» и компаниями, работающими без разрешений, справится рынок. Сейчас у легальных такси и диспетчерских служб расценки ниже чем, у нелегалов.

Уральский федеральный округ

Относительно немного легальных извозчиков в Уральском федеральном округе. Так, в Ямало-Ненецком округе разрешения на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковыми такси имеют около 1800 таксистов. Больше всего их в столице округа – Салехарде, где выдано более 350 разрешений.
Триста законопослушных таксистов работают в Надымском районе. Более двухсот – в Пуровском и Новом Уренгое. Специалисты местной администрации подсчитали, что на одну тысячу населения Ямала приходится 3 легальных такси. Таким образом, Ямало-Ненецкий автономный округ занимает первое место по числу законопослушных извозчиков среди регионов, входящих в Уральский федеральный округ. В Свердловской области на тысячу жителей приходится 1,3 легального таксиста. В Тюменской и Челябинской областях – по 0,8. А в Курганской области легализовалось лишь 208 таксистов. На тысячу жителей там приходится 0,2 законопослушных извозчика.

Назарово

Эффективно проверяющие работают в Красноярском крае. В Назарово нелегальные службы такси стали исчезать гораздо раньше 1 июля – с середины апреля, как только вступили в силу первые изменения в ПДД и начались проверки. «Тогда полиция провела несколько рейдов, и этого хватило, – рассказывает директор компании «Такси Медведь» Надежда Качаева. – Проверки у нас как проводили, так потихоньку и продолжают. Сначала несколько раз предупреждают, потом выписывают штраф». «Бомбил» в Назарово, по словам предпринимателя, относительно немного – порядка трети.

Приморский край

Спустя месяц после запрета на оказание нелегальных услуг извоза, первого августа в Приморском крае началось двухнедельное оперативно-профилактическое мероприятие «Такси». Его цель – предупреждение и пресечение нарушений ПДД водителями такси и нелегальной деятельности по перевозке пассажиров.

В ходе проведения операции «Такси» инспекторы ДПС обращали особое внимание на техническое состояние транспортных средств, а также наличие у водителей минимального – трехлетнего стажа управления автомобилем. В случае нарушения требования о необходимом стаже в адрес руководителя таксомоторного предприятия выносилось предписание.

Биробиджан

С появлением поправок в закон о таксомоторных перевозках, охоту на нелегальных извозчиков объявили в Биробиджане и во всем Еврейском автономном округе. ГИБДД собирается использовать против «бомбил» средства фото- и видеофиксации. По данным местного ГИБДД, в результате первых проверок, начавшихся в июле, оштрафовано 10 водителей.

Сегодня в Биробиджане работают 13 таксомоторных компаний, а также частники, оформившие документы по закону. В целом, за год, прошедший с момента принятия закона, получить разрешение на занятие пассажирскими перевозками в области сподобился лишь 291 таксист. Надо ли говорить, что фактически зарабатывающих извозом в ЕАО гораздо больше?

Вывод напрашивается сам собой. «Количества проверок, оштрафованных нелегалов слишком мало, чтобы заставить «бомбил» и нелицензированные такси уйти с рынка, – резюмирует Глеб Тихомиров. – От принятия закона пока больше всего страдают те, кто работает в рамках закона. Легальные такси проще проверить и, как следствие, их гораздо чаще штрафуют. В это же время по улицам свободно ездят такси без лицензий и «бомбилы». Властям пора переключиться на тех, кто впрямую нарушает закон, вместо того, чтобы искать мелкие нарушения у тех, кто платит налоги и работает «по-белому».

Обучающие материалы для владельца и руководителя службы такси на сумму более 18600 рублей – БЕСПЛАТНО!

www.taxiacademy.ru

 

 

12 Responses to “Дезорганизация таксомоторных перевозок”

Read below or add a comment...

  1. Эдуард says:

    Во первых в первую очередь начинают проверять тех кто много говорит,во-вторых не легалов сложнее вычислить,в третьих не легалы осуществляют услуги как чиновникам,так и полицейским,что не делают официальные фирмы.Как говорится везде нужны свои люди.Не легал возит дешевле,и какой пассажир его сдаст?Что бы потом ездить дорого?Глуппо будит.У нас в Крымске после потопа,официальные таксисты цены гнули,тогда как не легалы возили бесплатно.Кто после таких жестов их трогать будит?А по новому закону ещё и статью за клевету можно получить,попробуй скажи что он не легал.Так себе дороже будит,его вину не докажешь,а слово назад не вернёшь.Как они говорят,деньги в руки не берём,мало ли для чего положили на понель.Вот и докажи,что он нелегал.Это сколько надо задействовать народа,что бы их вычеслять.Зарплату плати,просто время за даром никто тратить не будит.Насилению не выгодно,это будит озночать обрубить сук на котором сидит.Да и у многих родственники таксуют,так что народ против себя не пойдёт.Конечно это очень глупый закон.Подняли бы штрафы на то что неоформлен в налоговой,меньше заморочек было бы,и в бюджет деньги поступали больше.

  2. Дормидонт says:

    Нелегалы слитно пишется! про остальное уж молчу…

  3. Роман says:

    Что бы нелегал стал легалом нужно упрощать систему оформления и делать так чтоб было выгодно работать легально. А с этим законом все наоборот – все проблемы у легалов и те кто раньше работал законно используя свое право на дополнительный заработок помимо основной работы теперь стали нелегалами, то есть закон имеет обратное действие – не уменьшает количество “бомбил”, а увеличивает. Всем стало только хуже – и таксистам и пассажирам, да и властям от этого только хлопот добавилось.

  4. Сергей says:

    Во-во! А посмотреть,кто больше недоволен плохим исполнением закона,так исключительно хозяева фирм. Мужику то не дадут хорошо заработать. Заказы растут,цена растет,так можно с % поиграть или дополнительные поборы придумать. Никто из водил легальных и не выступает. А многие уже и ИП закрыли,не сдав разрешение. И вообще это слово БОМБИЛА…типа НИГЕР. За машиной слежу,чтоб ездила отлично,а не ради техосмотра. Реально с 6 лет за рулем,официально 24. Второй млн.км. давно разменял. И никто не докажет,что разрешение добавит моим пассажирам безопасности. У знакомых,бывших товарищей,самая крупная фирма в городе. На штатных машинах не шибко далекие мужиченки за среднюю в регионе зарплату пашут сутки через сутки. Знаете,где я видал такую легализацию? Сделали бы вместо врача,например,пьяному таксисту при залете лет пять лишение или пожизненное. А вставать ежедневно раньше петухов и с путевкой возиться-увольте. И так по всем пунктам. Так что не бомбилы,а скорей аборигены бизнеса. А легальные ,в основном лохи, вроде бледнолицых. Это вот так нам классовую неприязнь навязали новым законом. Так верхам барыши стричь легче.

  5. иван says:

    У вас не достоверная информация, в Великом Новгороде изъята всего одна машина, борьба с нелегалами не ведется, легальные перевозчики несут убытки!

  6. pavelm says:

    Считаю этот закон глупым и антинародным, а людей пытающихся работать по этому закону— глупцами. Не исполнять вот и все что нужно , и заглохнет как и множество других.

  7. сергей says:

    Всё делается в пользу государства. Легалы платят налоги и это всех устраивает, а что бы ловить кого то надо приложить усилия, но это не кому не надо. Ходили в налоговую с заявлением так нас там даже слушать нестали зато за просрочку отчета на один день ободрали на штуку хорошо и здорово а сколь таких и зачем какова то бомбилу ловить легалы все перекроют.

  8. Сергей says:

    Так никто ж не против,что налоги платить нужно,хотя и их жалко. Только не чтоб исполнение закона в такую нервотрепку превращалось. Вот я пенсионный и так плачу,без всякого ИП. Ну сделайте патент какой-нибудь на год или те же пять за приемлемую плату. Купил и работай. А безопасность на дорогах от таксиста не в большей степени зависит,чем от любого водителя. Путевки,наряды,чеки,врачи,механики,цвет машин и тому подобное-вот это лишь видимость большой работы законодателей и огромная заморочка для работяг.

  9. Сергей says:

    А про убытки легальных фирм тоже гон. В упомянутой выше фирме работа грамотно поставлена. По тысяче заказов в сутки. Трое хозяев более лимона ежемесячно пилят. Это убытки? И это при 93х зарегистрированных перед кризисом фирм на город в 400 тыс. Сильнейшие выживают. А вот с улицы народ уходит. Как пассажир,так и таксист. Нас с 15 человек на стояние трое осталось,и то вся работа на нажитых клиентах. Ради 20% дохода закон исполнять глупо.

  10. Транзит says:

    Кто сказал, что в Красноярском крае обстоят дела удачно в отношении бомбил?

*