Эксперты: Если проверки не будут регулярными, то рынок такси так и не станет прозрачным

30 июня 2012 в Петербурге и Усть-Илимске представители Россйиско-Американской Академии Бизнеса Такси и легальные перевозчики собрались на пикет – «Последний день бомбилы». Тем самым представители легального бизнеса выразили протест против незаконных перевозок пассажиров и призвали власти усилить контроль за нелегалами. О недостатках нового законодательства рассказывают эксперты. В Академии Бизнеса Такси отмечают, что поправки не решили всех проблем рынка и что  слишком многие вопросы регулирования отданы на откуп местным властям. 

Михаил Овчинников, основатель проекта TaxiBusinessAdvice.com (New York)

Есть ли в Нью-Йорке бомбилы? Да, есть. Если бы их не было, то и контроль не нужен был. Контроль бывает трех видов: есть полиция Комиссии Лимузинов и Такси. У них есть свои автомобили, которые ездят по городу и проверяют автомобили, занимающиеся перевозками по заказу, и жёлтые такси. Кроме этого, есть проверочные точки. Это когда на дороге останавливают все проезжающие такси и проверяют у них документы. Кроме этого, есть агенты в штатском, которые притворяются, что ловят машину на улице, кто остановился – тот попал.

Кроме контроля за бомбилами, есть и контроль за легальными такси. Во всех желтых такси водитель обязан на видном месте поместить свою лицензию, так же пассажиру должен быть виден номер медальона такси, рядом с которым написан номер телефона, по которому можно позвонить и пожаловаться на водителя или то, как осуществлялась услуга. Этот номер телефона – городская служба поддержки, 311, и туда можно звонить в случае любых вопросов касательно работы и информации по городу.

Я считаю, что в России кроме контроля, нужно проводить анализ ситуации на дорогах и транспортных потоков. Т.е. будет сразу понятно, что если в каком-то регионе «нет» или не выдано лицензии ни на одно такси, или выданы одно или два разрешения, то тут явно есть нарушения закона.

Людям нужно объяснять, что они получают, когда пользуются услугами легальных такси. Если я не вижу разницы между продуктом А и продуктом Б, то зачем я буду выбирать А? Если я знаю, что вода может быть отравленной, то я её пить не стану. Если я знаю, что автомобиль А регулярно проходит техосмотр, а в автомобиле Б могут в любой момент отвалиться колёса, то я вряд ли сяду в автомобиль Б. Именно здесь социальная реклама могла бы очень сильно помочь. 

Глеб Тихомиров, президент Российско-Американской Академии Бизнеса Такси, организатор акции «Последний день бомбилы»

Идеальных законов не бывает, и слабые места есть в любом законе. А в данном случае – в нескольких законах. Ведь деятельность отрасли регулируется не только ПДД, и ФЗ-69 лишь внес некоторые поправки в ранее действующие законы.

Например: Устав автомобильного транспорта формулирует несколько типов перевозок, в том числе перевозки такси и перевозки по заказу. Их отличие незначительно с точки зрения пассажира, и огромно с точки зрения закона. А именно – перевозки такси осуществляются в рамках публичного договора, а на перевозки по заказу необходим письменный договор или заказ-наряд. И для перевозок по заказу не требуется разрешение. Так вот, описано это в законах так, что некоторые чиновники считают, что перевозки по заказу – скрытая форма перевозок такси, и требуют оформить разрешения.

Мы знаем случаи, когда банки отказывают в кредитах под этот вид деятельности, требуя оформления разрешений. В одной из телевизионных программ, человек, которого представили как «одного из разработчиков» 69-ФЗ отказался обсуждать перевозки по заказу, сказав, что «это вообще для автобусов»… Хотя в законе ни слова нет об ограничениях в типе транспортных средств или количестве посадочных мест. Да, от 8-ми мест нужна лицензия. Но это не означает, что до 8-ми мест такие перевозки запрещены.

Очень слабое место нынешних законов – контроль. Если его не будет, то весь этот шум зря. Причем контроль должен быть не только за наличием разрешений, ведь не это было целью, а за безопасностью пассажиров. И соблюдение норм безопасности тоже надо контролировать. Проходят водители предрейсовые медосмотры и техосмотры, или просто ставят печати? А вот здесь механизмов контроля практически нет. Такой контроль обязательно должен быть двусторонним, не только за перевозчиками, но и за властями.

В некоторых регионах, в частности в Республике Саха, не выдано ни одного разрешения. То есть с 1 июля такси в Якутии не существует! Реестры выданных разрешений должны выкладываться в общий доступ в интернет. Где они? На почти 90 субъектов Федерации можно найти дай бог десяток обнародованных реестров.

Закон ограничивает использование арендованных ТС для использования в такси, хотя разрешает лизинг. Но ведь лизинг – это тоже форма аренды. И для чего введено такое ограничение не ясно. Поправки к закону разрешили использовать арендованную технику, но договор должен быть заключен в не позднее середины прошлого года. Зачем? Почему так? Как это влияет на безопасность или на собираемость налогов?

Существующие законы оставляют без подработки огромную массу людей, которые периодически подвозили пассажиров, тем самым пополняя семейный бюджет. По некоторым оценкам это около 1,5 миллионов наших сограждан. Оформиться как положено им невыгодно, так как для пассажирских перевозок легковым транспортом в основном используется вмененная система налогообложения. А это значит, что зарабатываешь ты, или нет – налог должен быть уплачен. И этот налог порой превышает доходы многих от этой деятельности.

Так же слишком многое отдано на регулирование местным властям. Эта игра в демократию тоже вносит существенную неразбериху. Мудрят с цветом, стоимостью разрешений, реестрами таксометров. Как будто таксисты так хорошо разжирели, что их пора раскулачивать.

Как изменится рынок услуг такси с 1 июля?

То, как с 1 июля будет развиваться ситуация зависит только от качества контроля. Контроль будет – перевозки станут безопаснее и комфортнее. Бомбилы уйдут с рынка, службы такси смогут поднять цены и на дополнительные доходы поднять уровень сервиса. Не надо опасаться, что цены станут заоблачными. Этого не произойдет. В каждом городе конкурируют десятки служб такси, на рынок выходят автоматизированные системы, в которых пассажиры могут заказывать такси, минуя диспетчера, договариваясь напрямую с водителем. Так что цены останутся на приемлемом уровне. Те участники рынка, кто занимается перевозками профессионально, осознают необходимость легализации деятельности, оформят ИП и получат разрешения.

Если же контроль будет периодическим, или его не будет вовсе, то все вернется на прежнее место. Даже те, кто получил лицензию и открыл ИП– закроют легальный бизнес и все вернется на круги своя, все в очередной раз скажут «ну сколько можно!»

Как долго нужно будет делать проверки, или как часто, чтобы избавить город от бомбил совсем?

Проверки нужны постоянно. Иначе ситуация на рынке такси не изменится. Например, в Нью-Йорке есть специальная полиция такси – комиссия по такси и лимузинам. И они очень жестко подходят к исполнению законодательства. Попытки «побомбить» оканчиваются наручниками.

Нужна ли какая то социальная реклама может для тех жителей, которые вообще об этом не знают и стоят голосуют на улице, провоцируя нарушать закон?

Было бы очень хорошо, если бы такая реклама появилась. Но и без этого можно обойтись.

Как новый закон отразится на рынке такси?

Конечно, на некоторое время совокупный парк перевозчиков уменьшится. Но ненадолго – свято место пусто не бывает. Уже сегодня, поверив в закон, много бизнесменов инвестировали деньги в покупку автомобилей для такси. Пока им приходится тяжело. Но как только закон заработает, тут же найдутся новые средства, и недостающий транспорт будет приобретен.

Дороже или дешевле станет такси для потребителя?

Подорожание возможно. Во всяком случае, на некоторое время, пока рынок не «устаканится». Ведь теперь кроме обычных операционных расходов, на перевозчиках лежит налоговая нагрузка и обязанность по обеспечению безопасности – предрейсовые осмотры. Кроме того, в отрасль нужно привлечь кадры, и самый быстрый способ – увеличение зарплат водителей. Но конкуренция не даст очень сильно задирать цену. Она останется приемлемой.

Как быть тем, кто ездит автостопом? Пойди докажи полицейскому, что автостопщик не давал тебе денег.

Как я понимаю автостоп – это бесплатное путешествие на попутном транспорте. Новые законы ни как не запрещают это делать. Ведь это не коммерция. Правонарушение начинается тогда, когда за поездку назначена цена. За бесплатную помощь никто наказывать не сможет. Обязанность доказать,что водительвзял деньги с пассажира лежит на правоохранительных органах.

*