Интервью Михаила Овчинникова с Алланом Фелсом: Австралийский ответ на низкое качество услуг и монополизацию рынка

Мы уже писали о том, что в Австралии такси все реже доезжают до своих клиентов. Причина создавшейся ситуации в чересчур зарегулированном рынке такси и создавшейся на нем монополии. А теперь мы расскажем вам о тех мерах, которые решили предпринять в Австралии, чтобы решить эту проблему.

Настоящей реформы на рынке такси в Австралии не было уже несколько десятков лет. В итоге на рынке фактически образовалась монополия, что привело к низкой рентабельности служб такси, отвратительному качеству услуг и новым затратам властей на то, чтобы привести все в порядок. Власти наняли специалиста Алана Феса, бывшего председателя комитета по правам потребителей, чтобы он занялся исследованием австралийского рынка такси и вынес свои рекомендации.

Напомним, что ограничение конкуренции привело к тому, что клиенты фактически не могли получать нормальные услуги такси. При этом, сфера такси в Австралии жестко регулируется, цены на медальоны и лицензии такси растут из года в год. Власти пытаются ограничивать количество такси, и, как любой дефицитный товар, медальоны сразу начинают расти в цене. При этом держателями медальонов могли быть компании, которые вообще не оказывают потребителю никаких услуг, а просто получают плату за медальон и они никак не заинтересованы в повышении качества услуг или в установлении справедливой конкуренции на рынке.

Согласно исследованиям Алана Феса цена на австралийские медальоны (учитывая их многочисленные перепродажи) уже поднялась до 480 000 долларов.

Тарифы такси контролируются государством. Сегодня в Австралии водитель получает порядка 13$ в час, и необходимость повышать тарифы часто объясняют тем, что водители мало зарабатывают. Но каждый раз, когда тарифы на проезд повышаются, вслед за ними повышается стоимость медальонов и лицензий – а таксистам опять ничего не остается.

Да, таксисты берут себе до 50% от оплаты. Но им никто не оплачивает отпуск или праздники или выходные, никто не платит им пению по старости ит.п. Стоит ли удивляться, что в такси идут неквалифицированные кадры, и что службам такси вообще сложно найти водителя.

Алан Фес придумал выход из этого положения. В его концепции толщиной более чем в 500 страниц в основу положен простой принцип «Customers First: Service, Safety, Choice», что означает, что интересы клиента должны соблюдаться на рынке в первую очередь, а рынок такси должен строиться исходя из соображений высокого качества услуг, безопасности и выбора (то есть увеличения количества лицензий такси по более низкой цене).

Он предложил снизить цену на лицензию до 20 000 долларов и выдавать ее только квалифицированным водителям, при этом новые выданные лицензии не могут перепродаваться. С такими расценками водителям легче будет самим стать держателями лицензий. Такая цена позволит им получать приемлемый доход и снизит при этом цену медальона до 250 000 долларов. Также Фелс предложил увеличить зарплаты водителей, что, в свою очередь, создаст спрос на профессию на рынке и более качественный отбор водителей с нужными навыками.

Я сегодня взял интервью у профессора Фелса. Мы разговаривали около получаса. Если вам интересно подробнее узнать об исследованиях Аллана Фелса и выводах, которые он сделал, отпишитесь об этом в комментариях и я проведу бесплатный вебинар, на котором в подробностях расcкажу об отчете профессора Фелса и том, как исследования Фелса могут быть полезны службам такси в России.

Для тех, кто знает английский. Скачать аудиозапись моего разговора с Алланом Фелсом (на английском языке) можно здесь: http://bit.ly/Rjvca6

6 Responses to “Интервью Михаила Овчинникова с Алланом Фелсом: Австралийский ответ на низкое качество услуг и монополизацию рынка”

Read below or add a comment...

  1. Владимир Палиенко says:

    Статья возможна полезна для общего кругозора, однако абсолютно далека от российских реалий. Думаю, что девять из десяти прочитавших статью не знают ,что такое медальоны. А аудиозаписи будут рады только студентам-лингвисты , изучающие австпалийскую версию английского языка.

  2. Елена says:

    Конечно, было бы интересно узнать опыт других

  3. Оксана Белянская says:

    Я думаю, что если журналистам интересно, то и их можно пригласить на этот вебинар

  4. tat says:

    Думаю, в России сейчас ситуация прямо противоположная – слишком большое предложение услуг. Но от этого тоже страдают качество и в том числе безопасность. Было бы интересно

  5. Ойген says:

    Мля, а ещё говорят что там “либерализм”.
    Вредная статья, чего доброго прочтут наши чинуши и сделают то же но вообще через ж…

  6. Роман says:

    Живой пример: как только государство залазит со своим регулированием на рынок, так сразу начинаются проблемы! Сколько раз говорить – рынок сам себя урегулирует! У нас в России с такси все было хорошо (Москва и Питер это не вся Россия) пока по дурацки не поменяли закон о перевозках, теперь никто не знает что делать… Давайте, приглашайте иностранных специалистов – нам же деньги девать некуда! Слишком хорошо живем – нужно сделать как за границей – все сложно, все дорого, все не рентабельно, все ведет к кризису…

*