Как узнать, стоит ли брать на работу водителя?

Какие вопросы вы себе задаете, когда берете кого-то на работу к себе в службу такси?

- Останется ли этот человек работать надолго или сбежит через две недели?
- Можно ли ему доверять?
- Будет ли он делать то, что от него требуется?
- Если это водитель и у вас машины компании: не разобьет ли он машину?
- Если ваши водители работают по графику: Будет ли водитель выходить на смену вовремя?
и так далее

Что общего имеют между собой эти вопросы?

Обратите внимание на следующее: все вышеприведенные вопросы содержат глаголы. “Останется ли работать”, “будет ли делать”, “выйдет ли на смену вовремя”.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие. Таким образом, получается, что вас интересует будет ли человек делать какие-то действия.

Совокупность действий – это поведение. Т.е. при приёме человека на работу вы пытаетесь предсказать поведение этого человека.

Для этого есть 2 варианта:

1. Попробовать угадать. Само собой, что это не тот вариант, на который мы хотим полагаться. Если бы мы хорошо умели угадывать, то скорее всего я бы не писал сейчас эти строки, а вы не занимались наймом сотрудников для бизнеса такси. Мы бы играли в казино и лотерею и выигрывали астрономические суммы денег.

2. Выстроить систему, которая с наибольшей вероятностью предскажет поведение будущего сотрудника.

Ключевой частью такой системы является собеседование с потенциальным сотрудником.

Зачем нужно собеседование? Собеседование именно для того и нужно, чтобы предсказать поведение сотрудника на работе.

Просто глядя на список предыдущих работ вы поведение не предскажете.

А если вы берете на работу всех водителей подряд, без собеседования и отбора, или проводите собеседования неправильно – то неудивительно, что вы сталкиваетесь со всеми проблемами, которые из этого следуют.

Как предсказать поведение на собеседовании? Очень просто! Психологи утверждают, что взрослые люди повторяют свое поведение в 88% случаев. Т.е. для того, чтобы узнать, как человек будет вести себя в будущем, нам надо узнать, как человек вёл себя в прошлом.

Вот пример. Допустим Мария Петровна работает на компьютере. Последней программной для компьютера, которой она научилась пользоваться, был Майкрософт Эксель. Мария Петровна научилась пользоваться программой, прочитав книжку об Экселе. До этого Мария Петровна выучила Ворд. Ворд она тоже учила, купив и изучив книжку. До этого – еще какую-то программу, тоже по книжке.

А сейчас вопрос: как вы думаете, если Мария Петровна устроится к вам на работу диспетчером и ей надо будет выучить новую программу для работы на компьютере, как она будет это делать?

Предсказать поведение – просто, если задавать правильные вопросы.

Именно поэтому все вопросы, задаваемые на собеседовании, должны удовлетворять следующим критериям:

1. У каждого вопроса должна быть цель. Этой целью является собрать информацию, предсказать поведение.

2. На вопрос должно быть легко ответить. Мы не хотим, чтобы на собеседовании люди думали. Мы хотим, чтобы они вспоминали.

Пример хороших вопросов:
Какие заявки вам приходилось выполнять?
С какими программами вам приходилось работать?
Расскажите мне, как вы научились работать с программой.

При ответе на подобные вопросы думать надо очень мало. Здесь надо вспомнить, как и что было.

Пример плохого вопроса: Расскажите мне о себе.

Почему это плохой вопрос:

А. Задавая такие вопросы на собеседовании, вы теряете контроль над собеседованием, потому что вы не знаете, о чем человек будет говорить, куда его занесет и сколько времени займет ответ на данный вопрос.

Б. Кандидат не расскажет правду. Представьте себе собеседование, на котором вы сидите перед кем-то и вам говорят: “Расскажите мне о себе”.

Что начинает твориться у вас в голове? Вы тут же начинаете думать: “Что от меня хотят услышать?” После этого вы начинаете подгонять ответ к тому, что вы думаете от вас хотят услышать.

Вы хотите, чтобы вам рассказывали то, что вам нужно, или то, что кандидат думает вы хотите услышать? Для того, чтобы избежать последнего см. следующий пункт:

3. На вопрос есть только один ответ.

Вы знаете, что для того, чтобы преуспеть на вашей работе, человек должен уметь и должен делать такие-то вещи. Цель собеседования – проверить, будет ли кандидат делать то, что вам нужно.

Для этого, как я уже сказал выше, вам нужно:

А. Получить интересующие вас данные

Б. Сохранять контроль над собеседованием. Именно поэтому так важно задавать вопросы только с одним вариантом ответа.

Например:

Расскажите мне, сколько человек с вами работало на такой-то работе?
Как вы с ними общались?
Что вы делали, когда …?

Это конкретные вопросы. Человек от ответа на них никуда не уйдет. В то же самое время вы держите собеседование под контролем и получаете нужную вам информацию.

Подробнее о системе найма персонала вы можете узнать, пройдя по ссылке Как Службе Такси Раз и Навсегда Решить Проблему С Кадрами

*