Не ограничивайте в передвижении

В российских городах ощущается острый дефицит услуг социального такси, оказывающего услуги инвалидам. Спрос огромен, а служб, готовых их оказывать, явно не хватает. Решить проблему передвижения людей с ограниченными возможностями можно, заинтересовав таксистов новыми возможностями и научив их работать с этой категорией клиентов.

По данным портала dislife.ru, освещающего жизнь инвалидов, в Москве социальных такси насчитывается не более чем по две на округ. Время работы этого вида транспорта ограничено, количество поездок и маршруты строго регламентированы и предполагают поездки в медицинские и социальные учреждения. Поэтому некоторые ограниченные в возможности перемещения люди пользуются услугами обычного такси.

Увы, отношения между людьми с ограниченными возможностями и таксистами окутывает множество мифов. Считается, например, что желающих работать с инвалидами в принципе – не много. Нередко приходится также слышать, что большинство автомобилей, которые закупают таксомоторные предприятия, не приспособлены для перевозки инвалидов. Водителей такси обвиняют в черствости и нежелании помогать инвалидам при посадке в машину и высадке. Говорят, что сложить и убрать в багажник кресло-коляску – тоже очень долго и невероятно трудно, да и не влезает оно в багажник.

На общих основаниях

Действительно, редкая служба такси откажется от клиента, которыми наравне со всеми являются люди с ограниченными возможностями. Другое дело, что не все таксисты занимаются работой с инвалидами целенаправленно. «Мы не специализируемся на оказании услуг инвалидам, потому что в Москве есть «социальное такси», которое, получает дотации от городского правительства», – говорит консультант московской компании «М-Такси» Ваха Эльмурзаев.

По словам специалиста «М-Такси», если, приехав по вызову, водитель видит, что надо везти инвалида, он никогда не откажется это делать. Водитель поможет сесть в кабину, сложит кресло, уложит его в багажник, т.е. сделает все как положено в этих случаях. «Тем более, в нашей компании используются универсалы, т.е. места много, – говорит Ваха Эльмурзаев. – Проблемы могут возникнуть только в том случае, если пассажир – лежачий больной. Тогда перевезти его будет сложно».

Неприспособленные к транспортировке инвалидов автомобили действительно порой становятся причиной для отказа от заказа. Так, по словам директора тверских компаний «Малыш» и «Альянс» Михаила Костина, некоторые из его автомобилей снабжены газобаллонным оборудованием, которое размещается в багажнике. «Для коляски в багажнике обычной легковушки может просто не хватить места, – объясняет Михаил Костин. – Если подобных проблем не возникает, то мы такую услугу инвалидам всегда оказываем. Возим их по обычным расценкам. Но водители на такую работу соглашаются неохотно».

Обычное дешевле «медицинского»

Когда руководители служб таки говорят про обычные расценки, они подразумевают, что с пассажира с ограниченными возможностями попросят за проезд столько же, сколько с обычного. Если сравнить эту расценки с теми, что предлагает специализированное такси, то преимущество обычных «извозчиков» станет очевидным. Специализированное такси есть, например, в Петербурге. Правда, на кого оно рассчитано, не понятно. По всей видимости, на пенсионеров «союзного значения». «Медицинское такси» предоставляет своим клиентам полностью оборудованные микроавтобусы, которые вполне сгодятся для транспортировки не только колясочников, но и лежачих больных. Так, оплату в «медицинском такси» берут почасовую. Каждый час оценивают в 2000 руб. До квартиры донесут тоже не бесплатно. Например, если что-то случилось с лифтом, то за каждый этаж выше шестого обойдется в 100. А если вес клиента превышает110 кг., то к общей стоимости заказа можно смело прибавить 500 руб.

Выходит, расценки обычного такси гораздо более приемлемы для инвалидов. Некоторые компании делают специальные скидки для людей с ограниченными возможностями. Так, компания «Такси Lex», работающая в Сосновом бору, что в Ленинградской области, заключила договора с социальными центрами «Надежда» и «Семья», помогающими инвалидам. Оплата услуг такси осуществляется по безналичному расчету, а их стоимость чуть меньше, чем для обычных пассажиров.

«Если к нам поступает заказ, то мы выполняем его, независимо от того, кто вызвал машину: человек, не испытывающий проблем с передвижением или инвалид, – говорит директор «Такси Lex» Александр Дмитриев. – Мы обслуживаем людей и на костылях и, передвигающихся на креслах-колясках. Единственное, у нас нет специальных машин для этого. Перевозим в обычных автомобилях, т.к. все это можно делать без проблем. Коляска складывается и убирается в багажник. Наши водители от таких клиентов не отказываются. Да и кто же откажется от клиента?»

«Обогнать» Америку можно

Как ни странно такие «предприниматели» все-таки есть. И серьезную проблему российских инвалидам создают не более чем скромные доходы людей с ограниченными возможностями. «Если мы возьмем социальный срез инвалидов, то увидим, что доходы в этой группе распределяются, как и у всех остальных, – уверен президент Росийско-Американской Академии Бизнеса Такси Глеб Тихомиров. – Среди инвалидов тоже есть состоятельные люди, хватает просто обеспеченных, тех, кто способен за себя платить самостоятельно. И они будут это делать, если им дать этот сервис».

Действительно, не каждый человек готов оказывать услугу людям с ограниченными возможностями. Говорить, что таксисты не хотят это делать, было бы сильным преувеличением. «Да не то чтобы не хотят – не умеют, – считает Глеб Тихомиров. – И не видят в этом бизнеса. Работать с инвалидами, и, правда, довольно хлопотно. Тем не менее, я бы не сказал, что это заговор таксистов против инвалидов. Это скорее незнание, неумение и непонимание. Т.е. целый комплекс проблем».

Если российские предприниматели смогут его решить, проблема с перемещением инвалидов решится сама собой. А нужда в таких службах как «социальное такси» отпадет. Возможно тогда Россия наконец-то «обгонит» Америку. Пусть не по экономическому росту, а хотя бы по отношению к тем, кто нуждается в помощи окружающих. «Транспорт – это проблема для пожилых американцев. Даже тех, кто с тросточкой, а не только для инвалидов, – говорит основатель Клуба Миллионеров Такси Америки Михаил Овчинников. – В Нью-Йорке, например, таксисты, если видят бабушку с палочкой, зачастую, – только поддают газа, потому что возиться не хотят. А водители, которые оказывают услуги перевозок по заказу, порой начинают хамить, не помогают и т.д. Именно поэтому огромное количество пожилых людей сидит дома и никуда не ходят».

 

*