Приложения хотят изменить рынок такси?

2012 стал продуктивным для разработчиков приложений для мобильных телефонов и пользователей Интернет для заказа и оплаты такси. Приложения GetTaxi и InTaxi появились сразу в нескольких странах. Активно они стали выходить и на российский рынок. Изменится ли в корне рынок услуг такси или приложения останутся уделом определенной группы потребителей? На эти вопросы ответили эксперты Российско-Американской Академии Бизнеса Такси.   

Как бы ни ругали и не хвалили приложения для заказа такси через мобильные устройства, факт остается фактом. Те, кто хоть раз попробовал заказать такси через смартфон, уже не хотят возвращаться к привычной схеме и говорить с диспетчером, тратя время на дозвон и ожидание. В современном ритме жизни именно спрос на быстрый заказ такси побудил компании разрабатывать и выводить на рынок новые продукты.

В некоторых странах уже работают приложения GetTaxi, InTaxi. GetTaxi нет так давно запустили и в России, где приложение будет конкурировать с ЯндексТакси, которое кстати, несколько дней назад стало доступным не только через мобильный, но и через интернет, а значит, существенно расширило свою аудиторию.

Обещают разработчики много: исчезнет неразбериха с заказами, уменьшится время ожидания, и нет риска подать машину не по тому адресу, якобы, станет легче вернуть пропажу, забытую на сидении автомобиля. При этом, собирая определенную комиссию со служб такси от 15 до 30% разработчики, естественно стараются внедрить свои новшества на уровне гостендера.

Разработчики хотят изменить американские законы

Стратегия компаний-разработчиков приложений на рынке достаточно агрессивна, кое-где они замахнулись даже на действующее законодательство. Так, израильская GetTaxi в июне этого года подала заявку на участие в тендере, организованном Комиссией по делам такси Нью-Йорка. Тендер состоится осенью этого года. Впрочем, ситуация вокруг этого тендера уже накалилась.

«В Нью-Йорке GetTaxi пытается добиться того, чтобы приложение использовалось и для приема платежей и для вызова такси. Проблема в том, что в Нью Йорке есть строгое разделение между понятиями «такси» и «перевозки по заказу». Существующий закон  не позволяет водителям такси связываться с пассажирами, которые находятся вне машины. Связь с пассажирами вне машины является прерогативой транспортных компаний, занимающихся перевозками по заказу, и категорически запрещена для всем известных жёлтых такси. Для внедрения предложения GetTaxi в полном виде нужно будет менять закон, – говорит основатель проекта TaxiBusinessAdvice.com и Клуба Миллионеров Такси Америки (Нью-Йорк) Михаил Овчинников. – В городе уже есть прецеденты судебных исков против изменения законов, регулирующих рынок такси. Владельцы транспортных компаний по перевозкам по заказу уже пригрозили, что если город примет предложение GetTaxi в полном виде, то они также намерены судиться»

Впрочем, пока что  программисты хоть и обещают «переворот на рынке такси», но работают в отрыве от реальности.

«К сожалению, программисты пишут приложения в отрыве от действительности и от специфики работы самих служб такси. То, что реально происходит на улицах городов невозможно исправить написанием программ, – говорит Михаил Овчинников.  – Простой пример, в мае в одном из американских городков был арестован водитель, который принимал наркотики во время своей смены. Обкурившись, он вышел справить нужду прямо в центре города. А в Вашингтоне, например, всерьез хотят установить «тревожную кнопку» для пассажиров такси, поскольку участились случаи нападения со стороны водителей на перевозимых. Программным обеспечением данные проблемы не исправить».

Россия на очереди?

В апреле этого года израильская компания GET TAXI вышла на московский рынок с приложением для IPHONE для заказа и приема платежей такси. Для выхода на рынок компания уже запланировала затраты в объеме 20 млн. долларов.

Помимо агрессивной стратегии на рынках, компания привлекает внимание потребителей и нестандартными маркетинговыми акциями. Так, 10 июня GET TAXI  устроило флешмоб в центре Москвы. Люди на черных Mersedes S с символикой компании появились на площади, чтобы станцевать знаменитый танец из MEN IN BLACK.

Основным конкурентом приложения в Москве, очевидно, станет ЯндексТакси.

Несколько дней назад приложение ЯндексТакси уже запустило бета-версию для Москвы. Теперь заказать такси могут не только владельцы iphone, но и просто пользователи интернета. Сегодня заявлено, что с ЯндексТакси сотрудничают 6000 (по данным программы на сегодняшний день на линии порядка1600) такси Москвы – это примерно треть всего  легального рынка такси столицы. Но если Москву и ждут новшества в сфере такси, то на рынке всей России, внедрение таких приложений вряд ли отразится.

«Модели Яндекс и Get такси сильно отличаются друг от друга. Если Яндекс работает со службами такси, некоторые из которых дописали ПО и стали просто перепродавать его заказы в другие службы, то Gettaxi работает напрямую с водителями. По сути, Яндекс – информационный сервис, объединивший несколько таксопарков и диспетчерских служб, тогда как Gettaxi обычная диспетчерская служба, только без диспетчера. И в той и в другой модели есть и достоинства и недостатки. Но говорить о глобальной революции на рынке такси не приходится, – отмечает Глеб Тихомиров, президент Российско-Американской Академии Бизнеса Такси.

Ложка дегтя

Пока что все тест-драйвы услуги мобильных приложений говорят о том, что заявленных 15 минут подачи такси разработчики не достигают. Такси приходит через 30-40 минут. Правда, пользователь в этом случае минует общение с диспетчерской службой и не тратит времени на дозвон. Хваленая «мобильность» приложений – тоже пока под вопросом. Население стран стремительно стареет и далеко не каждый в состоянии справиться со смартфоном. Так что приложение пока охватывает только определенные аудитории, а это в массе не влияет на российский рынок такси.

Исчезнут ли диспетчеры?

Эксперты считают, что распространение на рынке подобных приложений и программ не приведет к исчезновению диспетчеров как таковых.

«Приложения, iphon, прочие модные вещи, рассчитаны в основном на молодежь, и вообще не учитывают нужды пенсионеров. А ведь это растущая часть населения, и все более и более обеспеченная. Услуги такси для пожилых становятся иногда чуть ли не единственной возможностью выбраться из дома. В нашем Клубе Успешных Владельцев Бизнеса Такси есть несколько директоров компаний по всей России, которые сейчас занимаются именно этим сегментом рынка, где смартфоны не актуальны вообще», – отмечает  Михаил Овчинников.

Потребность в живом общении – основной фактор, из-за которого полностью обойтись без диспетчера будет невозомжно.

«Конечно, диспетчеры не исчезнут. Безусловно, использование мобильных приложений это тренд, направление развития отрасли. Яндекс и Gettaxi не единственные конкуренты на этом рынке. Свои приложения разрабатывают и внедряют почти все серьезные производители программного обеспечения для служб такси. Несколько похожих на Яндекс и Gettaxi  сервисов по вызову такси на базе приложений для смартфонов работают не первый год.  И пока мир не перевернулся. Молодежь подрастает, старики уходят, это жизнь. Возможно, в далеком будущем, приложения станут основным способом заказа такси, да и других услуг, но полностью вытеснить диспетчера им не удастся. Нам всем нужно живое общение. Люди все равно хотят говорить с человеком, а не только нажимать кнопки, – резюмирует Глеб Тихомиров. 

4 Responses to “Приложения хотят изменить рынок такси?”

Read below or add a comment...

  1. OksanaBelyanskaya says:

    Посмотреть флешмоб от GET TAXI можно здесь: http://www.youtube.com/watch?v=GFTkVrn7M5c

  2. Андрей says:

    Не могу не согласиться, этот сервис подаёт себя очень пафосно. Но вот случай из моей личной практики.
    Регулярно делаю покупки в удобном для меня “МЕТРО cash&carry”, что на Варшавском ш. (а точнее, ул.Дорожная, 1), добираясь туда на служебной машине, а оттуда с покупками домой – вызываю такси.
    Так было и 01.06.2012, только в тот день я вспомнил, что на моём телефоне уже более полугода, по совету знакомых, мною установлено мобильное приложение GetTaxi. Отлично, думаю, вот и опробую наконец-то этот лондонский уровень такси-сервиса в Москве, заодно и Британию вспомню.
    Пытаюсь выполнить заказ из программы на телефоне, получаю отказ на основании того, что я за пределами 3-го транспортного кольца. Что ж, звоню в службу поддержки по приведённому в программе номеру (8-495-989-97-11). Ответил безукоризненно вежливый и бесстрастный голос. Обрисовываю ситуацию, прошу принять заказ. Ответ: это невозможно, заказ можно делать только через ПО на телефоне. Слегка удивлённый таким ответом, повторно излагаю ситуацию и прошу принять заказ по телефону. Ответ: мы принимаем заказ по телефону только в исключительных случаях. Мой вопрос: а мой случай не исключительный? Я с забитой покупками телегой и без машины, а программа мне в заказе отказала. Ответ: нет, не исключительный, пожалуйста сделайте заказ через программу.
    Без комментариев. Вызываю ординарное “новое желтое”, через 10 мин. еду домой в машине.
    Вечером отправляю на helpdesk@gettaxi.ru письмо со своими впечатлениями о непринятом заказе, ответа до сих пор не получал.
    Я, правда, до сих пор не удалил ПО GetTaxi из своего смартфона, но 3-4 вызова такси за прошедший месяц делал из других служб.
    А зачем ещё раз получать безукоризненно вежливый и холодный отказ?

    • OksanaBelyanskaya says:

      Да, Андрей, отличный пример того, что на одном пафосе далеко не уедешь.
      Притом, что вы “прошли первичный отбор” так сказать, у вас есть соотв. мобильный телефон и установлено приложение, то есть вы 100% клиент, который будет пользоваться их услугами. Странно. Я такого подхода тоже не понимаю.

  3. Наталья says:

    Скачайте приложение Яндекс такси и вызывайте машину из любой точки Москвы и обл, через 10-12 минут ближайшая свободная машина обязательно будет на месте.

*