Работу в такси в России хотят сделать престижной

«В шоферы идут одни неудачники – не задумываясь, ответят многие на вопрос,  а не пойти ли подработать в такси. -  У них никогда нет сдачи, даже чемодан иной раз в багажник не поставят, не говоря уже о наглом выманивании телефона у девушек», – парируют собеседники. Увы, именно такими стереотипами живет российское общество.  Сегодня, в жесткой конкурентной борьбе за клиента, таксомоторные службы всерьез поставили перед собой цель развенчать эти мифы.

Кто нас возит

Каждый из нас хотя бы раз в жизни голосовал на трассе или вызывал такси.  Радостный выходец из стран СНГ, который не знает дорогу, усатый водила на Волге или вежливый джентльмен на авто с шашечками –  человеческий фактор этого вида услуг неоспорим. Кто же идет работать в такси?

К первой группе относятся люди старой закалки, стаж вождения которых превышает 20 лет. Они еще помнят старые добрые времена, когда такси были с сигнальным зеленым огоньком. Эти таксисты отлично знают город, с удовольствием проведут для вас экскурсию и поддержат любой разговор.

Ко второй и основной группе относятся люди, которые пришли в такси заработать быстрые деньги.  Для них это временная работа, где основным критерием выступает высокая оплата. По данным Интернет-опроса, проведенного Российско-Американской Академией Бизнеса Такси в июле 2012 среди более, чем 200 специалистов служб такси по всей России, доля таких сотрудников составляет 25.84% . Такси – это «деньги, заработанные сегодня», вот и получается, что идут в такси не клиентоориентированные работники, а те которые хотят по-быстрому заработать. Именно принцип «здесь и сейчас» приводит в такси людей,  которые имеют определенные слабости, например, увлечение азартными играми и алкоголь.  Безусловно, такие работники долго не задерживаются, однако от этого страдают клиенты и имидж службы такси. Между тем, среди таких «подработчиков» встречаются и вполне образованные люди, которые  волей судьбы оказались за рулем.

Например, как отмечают в службе такси «Майами» (Тольятти) в этом южном городе те, для кого такси –  вторая и неосновная работа в несколько раз больше, при этом последние не планируют уходить из отрасли.

Третью группу составляют люди – любители своего дела, которым просто нравится водить машину и общаться с людьми. Именно в них заинтересованы службы такси больше всего.

«Идти работать в такси людям мешают стереотипы, – утверждает Глеб Тихомиров, президент Российско-Американской Академии Бизнеса Такси.  - Многие думают, что диспетчеры – «мироеды», не дают заработать, и что зарегистрировать такси очень дорого. Единовременно нужно потратить порядка 70 000 рублей, если брать Санкт-Петербург. Вокруг профессии такси – негативный ореол. Обыватели считают, что водители -  это хапуги, ворюги, нередко с криминальным прошлым.  Хотя сегодня в 90% случаев это не так».

Проблема подбора кадров для бизнеса такси связана с тем, что сама отрасль формируется стихийно.  «Сегодня практически нет учебных  заведений, где обучают такой профессии. Я имею в виду, не техническую сторону, а, прежде всего, умение выстраивать диалог с клиентом. В такой ситуации в такси идут те, кому попросту нечем заняться», – рассказывает Елена Кудрова, руководитель службы такси Elvis (Усть-Илимск).

И если в городах миллионниках лицензированные такси работают довольно успешно, то в регионах 95% такси на дорогах – это «бомбилы» или что еще хуже – таксопарки без лицензий и какой-либо регистрации юридического лица.  Вызывая такую машину, нельзя на 100% быть уверенным в том, что она проходила техосмотр, а водитель – медицинское освидетельствование.

«Такси – это, по сути, услуга комфорт и vip, качество которой должно быть приравнено к сервису ресторана». Мы же пока не можем отвыкнуть от «столовой»», – сетует Елена Кудрова из Усть-Илимска.

Поднять престиж профессии

По данным Россйско-Американской Академии Бизнеса Такси работу такси считают низкооплачиваемой 40.19%  респондентов, тех, кто считает, что такси – это тяжелый труд – всего лишь 8,61%.  В этом и кроется главный парадокс профессии, которая на самом деле достаточно хорошо оплачивается, но при этом сложна и эмоционально и физически. И руководители служб такси, и сами таксисты порой неверно оценивают свою работу.

«Для работы в такси подходят те люди, которые готовы пахать. Изнеженные офисной работой сюда априори не пойдут», – подчеркивает Юрий Кандаков, учредитель службы такси «Майями» (Тольятти). В небольших городах, по словам Юрия Кондакова, такси чаще всего – это небольшой семейный бизнес, где важно, чтобы каждый сотрудник принимал свою работу близко к сердцу: чтобы смог выйти в выходной день, с удовольствием участвовал в каких-либо промоутерских акциях.

«Многие владельцы такси думают, что потенциальных работников интересуют только деньги. На деле это не всегда так. Многим важно окружение, в котором они будут работать, то, как к ним относятся, какие у них перспективы для роста, насколько честно распределяются заказы и так далее», – дополняет Михаил Овчинников, основатель Клуба Миллионеров Такси Америки и проекта TaxiBusinessAdvice.com (Нью-Йорк).  Вместо того чтобы обещать сотрудникам золотые горы Михаил советует объединиться в общей цели: поднять имидж и престиж работы в такси на более высокий уровень.

Между тем, по словам Елены Кудровой, вследствие того, что работа в такси сезонна, мотивировать работников следует именно деньгами. Поскольку по ее словам, в такси идут из-за финансовой потребности. «Мы стараемся сделать работу в нашей службе такси доходной и престижной, только так работник будет уважать свой труд и получать положительные отклики от клиентов», – подчеркивает Елена Кудрова.  В такси Elvis не жалеют денег и на благотворительность. Конечно, это в первую очередь доброе дело, но не секрет, что это добавляет уважения у самих сотрудников компании к своему труду.

Так, недавно Елена Кудрова организовала экскурсию для детей из детского дома, где они смогли увидеть как диспетчер отслеживает машины на карте, пообщаться с сотрудниками, «порулить» в новеньких авто. Elvis активно участвует и в масштабных городских мероприятиях. Так, недавно служба такси получила статус генерального партнера гонок drag racing, которые пройдут в Усть-Илимске в конце июля.

А вот в службе такси «Майами» в Тольятти прилагают все усилия, чтобы создать дружный коллектив: активно проводят корпоративный досуг, выезжают на природу, играют в футбол, боулинг и также занимаются благотворительностью.  «Мы хотим создать атмосферу, когда все работники знают друг друга в лицо», – подчеркивает Юрий Кандаков.

Учиться, учиться и еще раз учиться

Чтобы клиент обращался в одну и ту же службу такси не единожды, службам такси приходится выращивать квалифицированных работников. Сегодня в России тренингами для служб такси занимается только Российско-Американская Академия Бизнеса Такси – в этой нише очень мало тренингов и образовательных программ. После прохождения курсов многие водители понимают, что такси – это не просто средство передвижения, а услуга, а руководители такси понимают, что деньги им приносят не водители, а клиенты.

«Каждое слово, каждое телодвижение, будь то включение радиоприемника, открытие окна или дверей – укладывается, словно пазл, в единую картинку, вызывает определенные эмоции у клиента. И от того, какие впечатления клиент получит, зависит то, обратится ли он ко мне завтра», – подчеркивает Елена Кудрова, руководитель службы такси Elvis в Усть-Илимске.

Вежливость –  главное «оружие» не только таксиста, но и диспетчера. Первичный диалог с  оператором – своеобразная визитная карточка любой компании. «У нас всегда работает старший диспетчер, который постоянно контролирует телефонные звонки и в случае ошибок, говорит, как их исправить. У водителей в машине – есть памятки о том, что не следует делать и что не следует говорить», – рассказывает Юрий Кандаков, учредитель службы такси «Майями» в городе Тольятти.

Чтобы работать в такси, нужен определенный склад характера, считает Глеб Тихомиров. «Как показывает опыт владельцев бизнесов такси, хорошо привлекать людей, которые раньше никогда не работали в этой сфере. Их гораздо легче научить или переучить, чем заматерелых таксистов, у которых уже сформирован свой стиль вождения и общения», – отмечает Глеб Тихомиров.  По словам экспертов, проблемы с кадрами в такси примерно одинаковы, независимо от региона проживания и даже страны.

«Бороться с низким качеством услуг в этой отрасли нужно всеми способами: это и проверки нелегалов, чтобы в отрасли работали только профессионалы, и обучение и достойный заработок, – считает Глеб Тихомиров. – Проводить «очищение рядов» от однодневных бомбил, воспитывать уважение сотрудников к своей профессии».

Власти могут поучаствовать

Сегодня задача владельцев бизнеса такси – следовать собственным стандартам, делая услугу предсказуемой. Чтобы клиент ни на секунду не сомневался, что заказанная машина приедет вовремя, как и в прошлый раз, а водитель будет вежлив и корректен.

В Академии Бизнеса Такси считают, что поднять престиж профессии может и социальная реклама, призывающая людей пользоваться легальными службами такси. Впрочем, некоторые страны куда более творчески относятся к имиджу городских такси. Так, в Малайзии премьер-министр объявил, что водители такси – это зеркало нации. А значит, что и водитель такси – одна из важнейших профессий в стране. Это позволило поднять имидж профессии на государственном уровне. Порядка 4000 человек – водителей такси в Малайзии будут назначены своеобразными «послами» всех туристов страны.

Есть, чему поучиться.

 

2 Responses to “Работу в такси в России хотят сделать престижной”

Read below or add a comment...

  1. Елена says:

    Хоть в Малайзию поезжай! Когда же наши власти обратят свой взор на тех кто буквально вытягивает отрасль такси из болота? Если бы было возможно остановить работу такси по всей стране с утра на час!!!! Ведь доказано, что 70% пассажирских перевозок в мире приходятся на транспортные. Представляете, наступил бы транспортный коллапс! Вот тогда бы власти по всей видимости призадумались о тех кто ежедневно возит их и делает их жизнь динамичной и комфортной.(я как ребенок в самом деле)

Trackbacks

  1. [...] уже писали о том, как в России относятся к профессии водителя такси. В разных странах по-разному решают проблему [...]



*