Такси-бренд, возможно ли это в России?

Пока что в России нет единых требований к цвету, модельному ряду и внешнему виду такси. Все это отдано на откуп местным властям. В авангарде Москва, которая уже предложила свою, пусть и не совсем доработанную, концепцию развития такси, где прописала цвета, модельный ряд и иные требования. В мире есть удачные примеры того, когда такси стали знамениты за счет высокого качества менеджмента и единого вида. Это знаменитые лондонские черные кэбы и нью-йоркское желтое такси.

Единый цвет, внешний вид и модельный ряд легального такси – это, безусловно, отличный ориентир для пассажиров, которые знают, как выглядит легальный перевозчик и не попадутся на удочку «бомбил». Впрочем, по мнению президента Российско-Американской Академии Бизнеса Такси Глеба Тихомирова российские предприниматели пока не готовы к унификации внешнего вида такси.

«Большая часть служб такси – это малый и средний бизнес, которому сложно сразу обновить весь автопарк и привести его к единым требованиям. Было бы эффективнее ввести льготы для тех, кто обновляет автопарк в соответствии с требованиями законодательства, чем обязать сделать это в определенный срок, – считает Глеб Тихомиров.

В то же время, сами предприниматели могут инициировать обсуждение горожанами того, как должны выглядеть такси в их родном городе. В свое время в Петербурге выбирали цвет такси, но это так и осталось на уровне пиар-акций.

«На самом же деле постепенно у каждого города может сложиться свой стандарт внешнего вида такси, и это было бы интереснее, чем когда все такси «поголовно» желтые. Такси может стать одним из брендов города, его отличительной чертой и приносить не только доход, но и иметь определенную туристическую привлекательность. В Лондоне, например, существует несколько видов такси, но известны в мире только черные кэбы. Никто не мешает российским предпринимателям – владельцам служб такси создать свое такси-бренд,  которое сможет сделать известным их компанию и город», – добавляет Глеб Тихомиров.

Что же такое настоящие бренды? Если очень кратко, то бренд – это образ, имидж, репутация компании, продукта или услуги в глазах клиентов, партнёров, общественности. Бренды есть повсюду, в автомобилестроении – это Porsche, Ferrari  или Lamborghini. Владеть такими авто могут единицы, но миллионы знают о том, как они выглядят и сколько у них под капотом лошадиных сил. Есть бренды и в массовом производстве, это например производители спортивной одежды Adidas и Nike. Nike например прочно ассоциируется у потребителей с победителями, поскольку большинство победителей олимпийских игр были одеты в спортивную форму именно этой фирмы . Apple и Coca-Cola – самые дорогие бренды в мире. Но бренд – это не только узнаваемость, качество товара и услуги или хорошая репутация, это еще и возможность ввести так называемую «плату за бренд». Ведь то, в качестве чего уверены все, можно продавать дороже. То же относится и к сфере такси. Но, к сожалению  или к счастью для вас, тех, кто сегодня занимается бизнесом такси, брендов в этой сфере не так уж и много.

«Нью-йоркские такси и черные лондонские кэбы – это, безусловно, бренд. Нью-йоркские желтые такси известны во всем мире, и миллионы служб такси в разных странах используют образы именно этого желтого такси для своих сайтов и рекламы. Эти такси узнаваемы, без них невозможно представить город, – говорит Михаил Овчинников, основатель Клуба Миллионеров Такси Америки и проекта TaxiBusinessAdvice.com (Нью-Йорк). – В городах, где такси стало брендом, есть связь между качеством услуг, единым внешним видом такси. Это Нью-Йорк и Лондон. В городах, где такси разного цвета, качество услуг обычно низкое – такая ситуация в Новом Орлеане, Вашингтоне».

Отличным примером такси-бренда, символа города  является лондонский черный кэб. Здесь десятилетиями формировался внешний вид такси, которое теперь известно во всем мире. Кстати, в Лондоне есть не только черные кэбы, то есть конкуренция на этом рынке существует и в Англии, но знаменитым стало именно черное лондонское такси. Это как раз говорит о том, что одни поставили себе целью создать такси-бренд, а другие работают в той нише, которая осталась. Лондонское такси – черные кэбы – не раз завоевывали звание лучшего такси в мире. И они, хоть и не дешевы, пользуются заслуженной популярностью клиентов.

Наряду с черными кэбами в Лондоне есть так называемые мини-кэбы, они более дешевы, в такси этого класса нет единых требований к цвету и модельному ряду такси, и они часто обклеены большим количеством рекламы. О мини-кэбах в мире не знает никто.

В то же время предложить всемирно известному такси свою версию черного кэба считают за честь многие автогиганты. В 2012 году свой вариант черного кэба предложил Ниссан. Автомобиль построен на базе многофункционального компактвэна NV200 и с комфортом вмещает пять взрослых пассажиров – троих на заднем ряду и двоих на откидывающихся сидениях, расположенных «против движения». Особенно полезной деталью версии такси являются пассажирские раздвижные двери, которые легко открываются. Они также гораздо безопаснее для пешеходов, велосипедов и других автомобилей, потому что не распахиваются наружу.

 

*